Сейчас разговор вновь пойдет о книгах, вернее об одной книге, которая сегодня дала мне ответ сразу на несколько вопросов.
Это "The Sherlock Holmes Scrapbook"(Альбом Шерлока Холмса) под редакцией Питера Хейнинга.
Книга 1974 года издания. Пришла с довольно потрепанной суперобложкой, которую я потом, как могла, подклеила.

Как написано в аннотации, книга представляет собой сборник статей, газетных вырезок, писем, мемуаров, анекдотов, иллюстраций, накопившихся за пятьдесят лет. На самом деле, она не очень толстая, но атмосфера там почти как в двухтомнике Баринг Гоулда, ну, немножко с сатирическим уклоном)
Краткое вступление написано Питером Кушингом. И мы еще до него дойдем. А пока хочу сказать вот что. Листая не так давно эту книгу, я наткнулась на статью об Эйле Норвуде. Подумала еще, что она будет прекрасным дополнением к главе из книги Дэвиса.
Ну, сразу отмечу, что статья эта написана Джоном Монтгомери и была опубликована в "Leader" от 23 августа 1947 года
А вчера в ночи обнаружила в этой самой статье кое-что интересное.
Во-первых, историю с бородой, которую бы Холмс ни за что не одел, и весь рассказ о том, как Норвуд замаскировался под таксиста, Дэвис списал оттуда до последней буквы)
И в свете всего этого стало немного понятней, что имел в виду Норвуд. Он оказывается считал, что просто седая борода это слишком просто) И интересно, что он в плане маскировки Холмса стал отклоняться от сценария. Режиссер никогда не знал под кого в очередном фильме решит загримироваться Норвуд. После случая с "таксистом" его еще раз как-то отказались пускать на студию, когда он загримировался под лысого японца-курильщика опиума (Наверное, это было для "Человека с рассеченной губой) В общем, этот холмсовский грим стал его "коньком"
Далее там говорится, насколько Норвуд был популярен, что ему приходило много писем, в которых его часто полностью смешивали с Холмсом и давали советы, как перехитрить Мориарти, как лучше загримироваться и даже приглашали на чай.
В конце было сказано, что Норвуд не смотрел более поздних фильмов о Холмсе, считая, что того нельзя вырывать из атмосферы кэбов, газовых фонарей и воротников стойкой. Меня это немного удивило - в его фильмах вроде тоже все было осовременено.
Ну, и еще к этому прилагалась статья из "Панча" за октябрь 1923 года
На спектакле "Возвращение Шерлока Холмса (Театр "Принц")Мистер Гарольд Терри и мистер Артур Роуз написали пьесу по более поздним приключениям Шерлока Холмса, написанным сэром Артуром Конан Дойлем, и из разных кусочков создали аккуратную и живую мозаику,способную удовлетворить самый утонченный вкус.
Правда, может быть, они нагромоздили там слишком много деталей. Бедный Холмс выглядит тут гораздо старше и печальнее, нежели в книге, и я с сожалением должен заметить, что для того, чтобы поддерживать свой первоклассный ум в рабочем состоянии, он частенько прибегает к своему шприцу, а нерасторопный Уотсон служит ему скорее помехой нежели помощью в то время, как ему приходится иметь дело с не менее, чем четырнадцатью преступниками.
Мистер Элли Норвуд в роли Холмса достоин восхищения, так же как и вся постановка.
Уотсон мистера Стокера прекрасно сыгран, он в должной степени привязан к Холмсу и очаровательно недогадлив.
Полковник Моран мистера Лаудердейла Мэйтланда настоящий гигант и лишь члены его шайки выглядели немного скучновато и неубедительно/
В целом "Возвращение Шерлока Холмса" определенно выделяется из числа прочих спектаклей такого рода.
На этой сцене, как я понимаю, с Холмса лепят восковую статую
-
-
11.08.2020 в 21:25То есть эта традиция у них существует лет сто.
-
-
11.08.2020 в 21:56Хотя мне кажется, что сейчас она все же сошла на нет. Постепенно. Хотя я многих последних фильмов не видела
-
-
11.08.2020 в 22:24Ух ты! Вот какую книжку я куплю следующей. Даже не знала о такой. Как здорово, что ты рассказала, ведь Хэйнинга я обожаю.
Во-первых, историю с бородой, которую бы Холмс ни за что не одел, и весь рассказ о том, как Норвуд замаскировался под таксиста, Дэвис списал оттуда до последней буквы)
И в свете всего этого стало немного понятней, что имел в виду Норвуд. Он оказывается считал, что просто седая борода это слишком просто)
Отлично, что прояснилось с бородой. Как всё просто, оказывается))
В конце было сказано, что Норвуд не смотрел более поздних фильмов о Холмсе, считая, что того нельзя вырывать из атмосферы кэбов, газовых фонарей и воротников стойкой. Меня это немного удивило - в его фильмах вроде тоже все было осовременено.
Да вот хз, мы же всего пару фильмов и видели... Из 47... Хотя, ну вот взять даже первый фильм "ШХ при смерти". Там Карверлтон Смит приехал к Холмсу явно на машине, не на лошадином экипаже.
А и вот про фильмы с ним. Я помню, что что-то хотела написать и забыла! Самое важное. Вот те гифки из "Дьяволовой ноги"... Но блин, зря они сделали, что Холмс спас Ватсона, а потом и спасся сам. И дальше Ватсон судя по всему так благодарит Холмса. Блин, мне бы так хотелось, чтоб было по канону, чтобы Ватсон Холмса спасал, и чтоб Холмс извинялся и падал на колени, или кричал "Джон!", как в Гранаде... Всё-таки они хотели показать Холмса таким совсем непотопляемым. Вот кстати как Ретбоун... Мне кажется вот такая явная уязвимость Холмса появилась именно у гранадовского, если не брать в расчет альтернативку "Семипроцентный раствор".
Правда, может быть, они нагромоздили там слишком много деталей. Бедный Холмс выглядит тут гораздо старше и печальнее, нежели в книге, и я с сожалением должен заметить, что для того, чтобы поддерживать свой первоклассный ум в рабочем состоянии, он частенько прибегает к своему шприцу,
Надо же как там грустно...
Блин, этот Норвуд всё-таки ангстер...
Большое спасибо! Было очень интересно!
-
-
11.08.2020 в 23:07Ну, ты подожди, давай все же поподробнее о ней расскажу. Ведь Хэйнинг просто редактор здесь, тут в основном все сборная солянка. Попробую еще обзорный пост написать. Но я рада, что тебя заинтересовала)
"
Мне кажется вот такая явная уязвимость Холмса появилась именно у гранадовского, если не брать в расчет альтернативку "Семипроцентный раствор"."
Да, пожалуй; я потом всегда его с Ливановым в этом плане сравнивала, он тоже был непотопляемым) А Ретбоун тоже всегда Ватсона спасал, вот и в "Паучихе" он же первый очухался и Ватсона к окну потащил.
Я очень рада, что пост понравился, и что мне удалось его написать во время работы. Когда очень хочется, то можно) А про книжку точно надо подробнее рассказать
-
-
12.08.2020 в 12:13Я понимаю, что редактор)) Но его имя в редакторах говорит мне о том, что он для сборника отберет самое классное и интересное. Его книга The Final Adventures of Sherlock Holmes, с которой я очень долго разбиралась, на время своего выхода содержала такие редкости! Причем приличная часть из всего этого на русский до сих пор не переведена. Что-то вышло вот в этих томах с новыми переводами (но ни одна из этих вещей в этих томах не содержится в полном виде! Какие-то абзацы всё равно пропущены. А я у себя всё выверила и доперевела))). Ты обошла стороной эту книжку, когда я переводила, а зря, она офигительная)).
Так же его книга "Телевизионный Шерлок Холмс". Там в его рассказах есть такие интересные цитаты, что прочитав о фильме, тебе захочется сразу бежать его смотреть. Вот так я побежала смотреть "Тайну летучей рыбы" и "Серебряного" с Пламером)).
Ну и наверное его интервью с Джереми "День с Шерлоком Холмсом" на сегодняшний момент одно из моих самых любимых интервью. А ведь я ознакомилась уже с огромным количеством всего))
Так что Питер Хэйнинг это должно быть интересно))
А Ретбоун тоже всегда Ватсона спасал, вот и в "Паучихе" он же первый очухался и Ватсона к окну потащил.
Да, но тут-то замешана пропаганда. Он, по заданию партии, и должен быть непотопляемым, ибо если не он, то кто?
Я даже думаю, что в какой-то степени именно из-за этого Ретбоуну надоело играть Холмса. Он всегда крут. А Ретбоуну, может быть, хотелось там какого-нибудь "ту би ор нот ту би, зэт из зе квесчен..." Только кто же ему даст? Разве Холмс будет задаваться такими вопросами?
-
-
12.08.2020 в 13:35Да, я поняла уже) А Кушинг в этом своем предисловии заметил, что при таком богатом материале задача Хэйнинга вроде не такая уж трудная. Но с другой стороны надо обладать большим умением выбрать из этой массы самое интересное и тем самым заставить читателя жаждать узнать и о других находках.
Ты обошла стороной эту книжку, когда я переводила, а зря, она офигительная)).
Я думаю, что не намеренно) А ссылочку дашь?) но если что я попробую и сама поискать) Прямо заинтриговала...
Он, по заданию партии, и должен быть непотопляемым, ибо если не он, то кто?
Вот об этом я, честно говоря, не подумала.
Я даже думаю, что в какой-то степени именно из-за этого Ретбоуну надоело играть Холмса. Он всегда крут. А Ретбоуну, может быть, хотелось там какого-нибудь "ту би ор нот ту би, зэт из зе квесчен..."
Очень может быть. Да, он там, практически, "без страха и упрека". Только один момент отметила в "Голосе ужаса", когда он заговорил об убитом друге Китти - такая грусть была в глазах... Но подобные моменты очень редкие там.
И вот, кстати, я, может, не права. Но я некоторое время назад почувствовала, что Ричардсон все же играл под сильным его влиянием. И у него там вот этих метаний и сомнений совсем нет, а наоборот, сплошной оптимизм и уверенность, гораздо большая даже, чем у Бэзила. Но это я сейчас понимаю, после Гранады уже. А в детстве все шло на "ура"
-
-
12.08.2020 в 18:21Да, и даже когда у него на глазах убили Китти, грубо говоря из-за его распиздяйства, он и бровью не повёл...
Зато вот вчера при просмотре "Жемчужины смерти" я отметила в одной сцене реальный страх в его глазах. Это, конечно, очень хорошо видно, если на большом экране и в супер-пупер качестве, а я-то скачала ту раздачу с рутрекера, где оно всё в 1080, все 14 фильмов на 200 гигов, так вот там прекрасно видно.
Вот эта сцена, можешь заценить, несколько минут, пока Холмс "натравливает" того страшного мордоворота-громилу на Корнера, который держит пистолет:
У него, конечно, возможно страх и не столько за свою жизнь, сколько за жизнь старичка-ученого, который находится в доме наверху, и куда направляется этот громила, но всё же...
Но я как вчера увидела эти глаза на пол экрана во всю стену, меня прям шибануло: "Боже, этот Холмс чего-то боится?!". Очень мне запала эта сцена. Я уже потом стала это всё анализировать, и пыталась даже вспомнить сцены, в которых Холмс-Джереми боится так, чтоб страх видился в глазах. Не придумала ни одной. Понятное дело, что дрожащими руками в "Пестрой ленте" он пытался показать страх, и это читается как страх, но вот сами глаза, по-моему, страха не выдают. Или вот та сцена с Мориарти, когда профессор пришел к Холмсу в комнату. Холмс поёживаясь кутается в халат. Это аналогия с "Пестрой лентой": "не холод заставляет меня дрожать, а страх". Нам как бы дают понять, что Холмсу тоже страшно. Но глаза Холмса опять-таки, по-моему, выдают какое-то иное чувство, или смесь чувств, но не страх. Ну, по крайней мере я так вижу и ощущаю...
А у Ретбоуна я увидела страх. Но, возможно, это просто мое нынешнее восприятие.
Вот об этом я, честно говоря, не подумала.
Вот ты знаешь, я об этом тоже раньше не думала, и многие не думают. Потому что не знакомы с предысторией и подоплёкой истории создания фильмов. И мы все считали такого непробиваемого Холмса, который даже привязанный к мишени-Гитлеру (в "Паучихе"), мало того, что ничего не боится, так еще как-то умудряется сам из всего выпутаться, минусом этих фильмов. Хотелось ведь какой-то уязвимости Холмса, его слабых мест, возможно даже какого-то психоза, а он да, без страха и упрёка... И я тут вспомнила наезд Джека Трейси на Ретбоуна, мы с тобой даже обсуждали эти его слова, если помнишь...
Теперь-то ясно почему, но когда ты немного предысторию знаешь и понимаешь, ты еще внимательнее смотришь. Ретбоун прекрасный актер, там даже в мимолетных жестах, моргании глаз, можно улавливать нюансы. Просто не все это хотят делать. Ну и его отношение к Ватсону... Я сейчас на это тоже очень внимательно смотрю.
Листала сейчас свой дневник в поисках одной записи, и неожиданно нашла запись, которую наверное написала в каком-то безумном состоянии, потому что напрочь о ней забыла, как и о том, что перевела там инфу об одном фильме. Просто как отрезало. Самое смешное, я до сих пор, поглядывая на книгу Алана Барнса, говорю себе, что надо бы как-то перевести вот тот фрагмент про этот безумный фильм, а он у меня уже лежит переведенный!! Пипец вообще. Так вот вторая часть записи, там мои размышления об отношениях Холмса-Ретбоуна с Ватсоном-Брюсом. Я-то хотела в ближайшее время сочинять целый пост на эту тему, а, оказалось, что я полтора года назад уже всё для себя сформулировала, и я бы наверное сейчас даже что-то хуже написала, унесясь в какие-то дебри. Но меня прям прёт с тобой об этом поговорить, раз ты уже тоже в Ретбоуне, а? Когда будет время и желание что-то сказать, приходи сюда, пожалуйста: oscary.diary.ru/p217100332.htm Есть что обсудить))
А ссылочку дашь?) но если что я попробую и сама поискать)
Тут 18 записей по теме, ссылка дана по сортировке сначала: oscary.diary.ru/?order=frombegin&tag[]=5644417
И что мне в ней еще очень нравится, что Хэйнинг не просто выкладывает 12 "сочинений" Дойля, но предварительно сопровождает их своим коротким комментарием, который, порой, очень полезен в понимании сути.
-
-
12.08.2020 в 19:38Да, абсолютно)
Зато вот вчера при просмотре "Жемчужины смерти" я отметила в одной сцене реальный страх в его глазах.
Да, точно. Страх конкретный очень. А я немножко остановилась на "Паучихе". Надо дальше идти.
Но я как вчера увидела эти глаза на пол экрана во всю стену, меня прям шибануло: "Боже, этот Холмс чего-то боится?!".
уже потом стала это всё анализировать, и пыталась даже вспомнить сцены, в которых Холмс-Джереми боится так, чтоб страх видился в глазах. Не придумала ни одной.
Согласна. У него именно смесь чувств там получается. И во время драки с Мораном. Ну, вот тоже мое имхо,но какой-то там страх наигранный что ли...
Хотелось ведь какой-то уязвимости Холмса, его слабых мест, возможно даже какого-то психоза, а он да, без страха и упрёка... И я тут вспомнила наезд Джека Трейси на Ретбоуна, мы с тобой даже обсуждали эти его слова, если помнишь...
Да, точно. И я помню, что ловила себя на мысли, что вот у него мне не хватает какой-то внутренней жизни. Ну, вот как Джереми в какой-то момент задумался и я потом два часа гадаю, что бы это значило и что за этим стоит. А тут это если и есть , то очень мало
Так вот вторая часть записи, там мои размышления об отношениях Холмса-Ретбоуна с Ватсоном-Брюсом. Я-то хотела в ближайшее время сочинять целый пост на эту тему, а, оказалось, что я полтора года назад уже всё для себя сформулировала, и я бы наверное сейчас даже что-то хуже написала, унесясь в какие-то дебри. Но меня прям прёт с тобой об этом поговорить, раз ты уже тоже в Ретбоуне, а? Когда будет время и желание что-то сказать, приходи сюда, пожалуйста: oscary.diary.ru/p217100332.htm Есть что обсудить))
Мы же вообще и раньше, кажется, об этом заговаривали, но сейчас я , в самом деле, больше прониклась Ретбоуном. Обязательно схожу. Попозже сегодня только. Может, ночером. У меня сейчас жуткое расписание с удаленкой) Я и сейчас еще на работе)
Тут 18 записей по теме, ссылка дана по сортировке сначала:
Спасибо! Буду читать и писать) Но я сейчас чего-то плохо все это помню. Зато на меня сегодня в фейсбуке как раз эта книжка Хэйнинга выскочила. Это знак!
-
-
12.08.2020 в 21:38Не, у меня к этой сцене претензий нет))
А тут это если и есть , то очень мало
Ну, вот сейчас я бы так не сказала. Он конечно по большому счету неуязвимый и непотопляемый, но Ретбоун дает взамен много другого. Только надо смотреть влюбленными глазами, прям как я))
Мы же вообще и раньше, кажется, об этом заговаривали, но сейчас я , в самом деле, больше прониклась Ретбоуном.
Да, я помню, что заговаривали и не раз, но поскольку пересматриваем, ведь снова хочется поговорить!
Зато на меня сегодня в фейсбуке как раз эта книжка Хэйнинга выскочила. Это знак!
)))))))))))
-
-
12.08.2020 в 22:04Ну, я же говорю, что имхо. Есть у меня в Гранаде некоторые места, которые внушают сомнения. Но это только потому что засмотрено до дыр)
"Только надо смотреть влюбленными глазами, прям как я))"
Согласна) Кстати, вот так смотреть совершенно потрясающе - от самой простой сцены можно получить необыкновенное удовольствие. И я бы фильмы о Холмсе предпочла бы смотреть только так. А раньше я так и смотрела. Но сейчас часто что-то не клеится, поэтому выжидаю пока. Но Ретбоуна продолжу смотреть в любом случае
"Да, я помню, что заговаривали и не раз, но поскольку пересматриваем, ведь снова хочется поговорить!"
Да, я с удовольствием, я уже мельком пробежалась по посту, и кое-какие мысли мелькнули, я его почти совсем не помню...
Вернусь к нему все же сегодня попозже, сейчас в хозяйстве)